По итогу трехдневного владения электрическим "Москвичом", полученного в качестве приза на конкурсе.
Три дня «Москвича»
- Деда, а ты что, правда, к нам приедешь на электрической машине? - округлив свои фисташковые глаза, спросила внучка.
- Ну, конечно! Раз деда обещал, деда все сделает!
- Только пульт к ней не забудь! – требовательно провозгласила малышка и, кокетливо тряхнув кудрями, упорхнула.
«Ну куда ж деду без пульта-то и «карточки москвича» - улыбнувшись, подумал я и отправился на завод «Москвич» за вожделенной электрической машиной.
Вверенное мне на выходные транспортное средство оказалось небесно-голубым в отличие от кислотно-свинцовой хмари, нависшей над столицей… «Ну, голубой, так голубой» - внукам точно понравится, констатировал я.
Предстоящие четыре дня обещанных грозовых ливней вызывали во мне веселое и смутное опасение: «а если в зарядный «пистолет-коннектор» ночью дождевая вода попадет? А еще, вдруг, молния в машину шандарахнет при зарядке… А если..?».
С напутственными словами заводского консультанта: «Ничего не бойся! Мы с тобой!» я, шепотом перемещаясь по Москве, направился загород к внукам.
Должен оговориться, что практики вождения «электрички» у меня никогда раньше не было. Чем я только не управлял, но таким агрегатом, который вот так вот, запросто, «от розетки» - впервые.
Перемены неизбежны и надо как-то осваиваться в нашем новом измерении – рассуждал я, - наверняка неспроста еще древние китайские мудрецы изрекли: «Люди, которые почувствовали ветер перемен, должны строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».
Так что вполне возможно за частным электротранспортом будущее. Вполне. Но, пусть об этом рассуждают оракулы и провидцы.
Я же – типичная особь в популяции с «олдскульной» закалкой и, азартно придавливая «газ», постоянно ловил себя на мыслях «о зарядке». Ведь с этой «электрикой» где-нибудь в милых сердцу полях уже не подъедешь к тракторной станции и, как в былые времена, не попросишь:
- Петрович, мил человек, плесни пол ведра соляры, мне б до райцентра добраться.
И он плеснет, и поможет, да еще путь покороче присоветует.
А сейчас… Сейчас я незримой ниточкой на четыре дня привязан к батарейке. И эта «ниточка» словно повод бегущего рысака меня все время осаживает: «Следи! Контролируй! Планируй!»
И вот я уже лечу по «новорижскому», разрезая шинами упругую дождевую пленку на асфальте «и думаю, и планирую, и слежу». Зарядки пока больше половины, значит дома, за ночь, зальемся чудотворным электричеством до краев. А потом… А потом мы опять подумаем.
Кстати, про мою осторожность вождения полученной машины. Выяснилось, что она была мимолетной. Как только я оказался на трассе, разум заполнило щемящее чувство неподдельного восторга от реактивного движения «Москвича». Опасная грань вседозволенности. Я же по этой грани совсем немного похожу и успокоюсь. Чужое имущество надо поберечь.
Ливень беспощадно лупил по лобовому стеклу, ближний свет фар, подыгрывая, превращал струи дождя в мерцающие сполохи бенгальского огня. Складывалось ощущение, что природа устроила себе подмосковный тренинг перед вселенским потопом. Я же спешил к дому, опасаясь залить лужами что-нибудь электрическое под капотом, и размышлял о жизненных превратностях.
Вот же, как забавно, - думалось мне, – еще в конце 70-ых, студентом, я столько раз из вагона метро вглядывался в площадки со стройными разноцветными рядами новеньких машин у завода «Москвич. И тогда я даже не мог себе представить, что по прошествии 45 лет окажусь за рулем автомобиля, выехавшего с этой территории. Ностальгия по прошлому всегда с оттенком безотчетной грусти.
Мы, в принципе, раньше много чего не могли себе представить. Вспомним, к примеру, многострадальное Ходынское поле, на котором в «перестроечное время» мы устраивали слаломные покатушки на своих автомобилях со снятыми бамперами и глушителями. Развлекали себя как могли…
Теперь же на «ходынке» роскошный детский парк, обустроенный по итальянскому проекту. И что самое удивительное, никому не приходит в голову огульно обвинять итальянцев – то там песочницы не те, то там мостики над каналами сделаны не из той древесины.
А «Москвич» за азиатские корни чихвостить можно. Собственно, в чем разница? В китайцах и итальянцах? Уверен, что нет. Просто мы все поголовно влюблены в автомобили, как и автомобили в своих хозяев. А любимые всегда бранятся. Мою первую красную «копейку» тоже обзывали консервной банкой с итальянскими болтиками. И что? Да, ничего. Выжили.
………….
Утром вышло солнце.
«О! Это ли не чудо! – воскликнул я, и выглянул в окно.
Изумлению не было предела. Внучка довольно основательно подготовилась к встрече со мной и электрической машиной. Будучи малышкой чрезмерно разумной, она сделала себе шапочку из фольги против всяких там излучений и наводок от бегающих заряженных частиц и пошла контролировать процесс зарядки.
Мои же надежды на плетеное кресло в саду, чашечку кофе и вдумчивое изучение «Инструкции по эксплуатации электрической машины» растворились в громогласных призывах прыгающих вокруг «Москвича» детей. «Поехали! Поехали!»
Так и не разобравшись до конца с мультимедиа, я завел на телефоне песенку «Синий трактор», установил детские кресла, и мы стали колесить по Подмосковью.
Я плохо выучил законы Фарадея,
Законы Ленца мне, как басня «Ни о чем»…
Педаль в полу! Заряда не жалея,
Кружу в полях с электро-«Москвичом»…
Смывает мух из омывателя фонтанчик,
Мой милый край, тебя боготворю!
Я, все-таки…, объеду одуванчик…
Покой земли не чужд и бунтарю…
Я смело съезжал с чисто выбритых асфальтовых дорог на израненные грозой проселки и пролески. И я ничуть не задумывался о возможном травмировании ромашками и борщевиком столь бесценной тяговой батареи под днищем.
Подобно голубому ковчегу с седым вороном за рулем и птенцами на заднем сиденье, мы шуршали по полям, подминая по себя траву и вслушиваясь в стрекотание кузнечиков. Мной овладевало стойкое понимание, что по лесу, пролескам, лугам на этой машине - можно. Мир к частному электрическому транспорту готов и природа радушно его примет. Только резонен вопрос: «Готовы ли мы?»
Под конец нашей прогулки внуки набрали букет полевых цветов и в дружественной обстановке вручили его «Москвичу».
Ну и какой же «тест драйв» без гонок! Причем наши заезды были кристально честными. Все пилоты соревновательных сессий управляли электрическими автомобилями. Победило детство.
Послесловие
Хорошо быть лириком с романтическим уклоном, но привнесём в наше повествование толику прагматизма после 200 километров пробега. Итак:
1. Посадка за рулем – в целом комфортная, но для меня (рост 181см, вес 85кг) недостаточно подколенной поддержки от валика подушки водительского сиденья. Хочется его приподнять на 5-7 см или полностью изменить угол подушки. Дополнительно – жесткая подоконная часть карты двери. При моем стиле руления в «Позе Сократа», когда левый локоть упирается в верхнюю часть дверной карты, кулак подпирает голову, а другая рука на ободе в точке «14 00» – присутствует дискомфорт. Локтю не нравится жесткий пластик. А жесткая торпеда раздражения не вызывает.
Посадка задних пассажиров – с установленными 2 детскими креслами нашлось место и моей миниатюрной жене. Обзорность – приемлемая.
2. Подвеска – нет нареканий, все в типовых рамках для такого кузова и класса автомобиля. Исключение – по ощущениям, более устойчивое положение кузова при активном движении в резких кренах за счет смещения вниз центра тяжести автомобиля от электробатареи. В целом вес машины на 300 кг больше, чем у авто с ДВС.
Резина – Michelin – 225/45/18, запаска – полноразмерное колесо на литом диске. Резина цепкая, устойчива к аквапланированию.
3. Рулевое – нет нареканий. Небольшой провал в «околонулевой зоне» не критичен и не влияет на маневрирование.
4. Медиасистема, управление режимами и настройками – «безкрутальковое» как говорит внук - совсем не моя история. В ливень запотело ветровое стекло, мне пришлось останавливаться и тратить время на знакомство с сенсорными кнопками, которые оказались удивительно капризны к прикосновению подушечек моих пальцев.
5. Багажник – без проблем умещается детская коляска и два беговела.
6. Шумы – нет однозначного ответа. Ясное дело – электромотор бесшумен, что вызывает щенячий восторг. Но моя фишечка – никогда наглухо не закрывать водительское стекло, даже при включенном кондиционере.
Поэтому всегда слышен шум колес и гомон трасс.
7. Скоростные режимы – в интервале 0-100 км/час – выдающееся ускорение, молниеносный подхват с любой скорости. После 110 км/ч такой феноменальный задор пропадает. Режим движения «накатом» - запускается процесс рекуперации, который сопровождается непривычным, достаточно резким, самопроизвольным торможением. Через полчаса движения нога на педали адаптируется к новому поведению автомобиля и больше к этому моменту ты уже не возвращаешься.
8. Зарядка батареи (обычная сетевая розетка) – при остатке 65% - длительность зарядки 10 часов до полного набора. При зарядке 90% - добор до 100% занимает 1 час. В моем случае было всего две ночных подзарядки от сети.
Подводя черту
Во-первых, хотелось бы поклониться языческому богу Перуну за ниспосланные на Москву ливни. В этой разверзнутой небесами хляби автомобиль проявил себя очень достойно. Экстремальные перемещения, при которых во мне даже не замаячило чувство опасности. Я был «в домике».
И риторические моменты.
Хотел бы я иметь такой автомобиль? Безусловно.
С пунктами город и дача он справится вне всяких сомнений. Вопрос зарядки машины в столице ничуть не тяготит. Более того, прелестный бонус «бесплатной парковки» для меня, как для человека, частенько пребывающего с внуками, просто прекрасен.
Однако мои периодические путешествия в Беларусь или дальние российские города становятся в ряд событий, которые придется тщательно продумывать и планировать, закладывая в них элементы неожиданности и непредсказуемости.
Вопрос цены. Что тут обсуждать... Про цену вы и так все знаете.
И все-таки, в любой ситуации нам мечтается о несбыточной неуязвимости. Да и пресловутое - «Следи, контролируй, планируй» - отнимает некоторые душевные силы...
А как же хочется, чтобы, так же, как и в моем прошлом, просто и незамысловато разрешалась такая ситуация: «Петрович, мил человек, плесни пол ведерка электричества, мне б до дому добраться… Меня там ждут…»