"НЕБО" - в русском деревянном шатровом храме дощатый потолок в виде усеченной пирамиды. В центральный массивный круг "неба" (замковое кольцо) упираются наклонные балки (тябла). Пространство между тяблами заполняется большими иконами или досками.
"ОСКОЛОК", лка, м. - Остаток, оставшаяся часть чего-нибудь. (толковый словарь Ушакова Ф.Ф.)
………………………
- К Вильге никогда спереди не подходи!. К ней только сзади! Понял!? Давай, запрыгивай назад, писатель... Планер потянем.. – издевается Саныч и подсаживает меня в кабину одномоторной «Вильги -35А» - На небо не взлезешь, в землю не уйдешь.
Стекла мутные. Фотографировать невозможно, но я пробую.
- Ух, какой классный самолетик! А он планировать может с выключенным двигателем?
- Ты что! Такой движок – как от трактора «Беларусь»! Чугун тяжеленный! Если что, то сразу клювом вниз!
Понятно. Лучше вопросов не задавать. Делаем на подъеме два круга и сбрасываем планер.
Через три минуты полета мы уже катимся по выкошенной траве.
- Ой... А это зачем?
На меня дружно надевают маленький парашют, напоминающий старый брезентовый мешок натянутый на кривой тазик для стирки.
- Положено. Так надо. В случае чего, щелчком открываешь справа защелку на фонаре, дергаешь вот эту петлю и очень резко встаешь на ноги, в полный рост. Дальше все само-собой получится...
- Что получится?
Саныч не отвечает и очень деловито упаковывает меня с тазиком в планер.
Все! Я больше не хочу быть птицей.
Из-под шлема предательски начинает капельками струиться пот.
- В небо приходящим отказу не бывает.. – Саныч смеется.
Я - нет.
Вильга нежно натягивает буксир.
Покатились.
- 22-ой, есть отрыв..
- Под облачко он нас тянет, там лифт..., восходящие потоки, видишь бусел (аист, бел. яз) парИт? Там и отцепимся.
Чуть приоткрываю фонарь над головой и пытаюсь фотографировать. Саныч орет в рацию:
- Фотоаппарат крепче держи! Небо вырвет!
- Я его скотчем к руке примотал...!
Я думал, что процесс сброса буксировочного троса какой-то торжественный, особенный, а на самом деле инструктор выбирает момент и, убедившись, что вокруг чисто, дергает отцепку. Веревка змеёй выстреливает вперед и прилипшим длинным волосом остается тянуться за буксировщиком. Мы заваливается на левое крыло, взмываем вверх, Вильга - ныряет вниз, вправо и исчезает.
- Будем в зоне часа полтора. Выше двух километров подниматься не будем.
Я молчу. Небо молчит. Лишь пронзительный свист ветра в крошечном лючке.
- Ну, как оно?
- Не знаю.
Понять что-то с первого раза невозможно.
На вторую попытку понимания после приземления как-то не тянуло.
А на следующее утро я вернулся на аэродром.
Дождь. На бетонной площадке блестят слезливой мокротой Вильги.
- Не кисни, поэт. Завтра полетаем...
- Завтра всё... Завтра - домой, в Москву. Осколком облака, свалившимся на землю.
Саныч повернулся, странно посмотрел на меня и промолчал.
А что же тут странного?
Я же осколок...
2008 г., Белоруссия
............
P.S. Через неделю после моего отъезда Сан Саныч трагически погиб. У "Вильги" в полете, при наборе высоты, заглох двигатель.
Белорусские СМИ об этом происшествии почти ничего не написали. Удалось раскопать только вот эту короткую заметку:
http://www.sb.by/post/prervannyy_polet/
Во время занятий планеристов разбился самолет
Трагедия случилась на хуторе Токари под Бобруйском в субботу в 15.35: на глазах у летчика–курсанта, инструктора, местных жителей и пастухов упал и загорелся самолет «Вильга–35А». Хуторяне помогали сотрудникам МЧС тушить пожар. К сожалению, пилот погиб.
Разбившийся одномоторный четырехместный самолет польского производства был выпущен в 1984 году. Он принадлежал учебно–спортивному аэроклубу «Бобруйчанин», занимающемуся подготовкой летчиков. В тот день на аэродроме «Сычково», как обычно, проходили тренировочные полеты, курсанты отрабатывали навыки на планерах. Как известно, планер — безмоторный самолет — самостоятельно в воздух подняться не может. Его поднимает на нужную высоту другой самолет и, отпустив фал, оставляет парить в потоках воздуха. После того как планер приземляется, инструктор связывается с диспетчерской аэродрома и опять вызывает самолет, чтобы он отбуксировал летательный аппарат на площадку. На языке пилотов этот маневр называется эвакуацией.
Так было и в этот раз. Курсант под присмотром инструктора приземлился, с аэродрома за ними вылетела «Вильга» под управлением опытного пилота, 13 лет отслужившего в армии военным летчиком и 3 года успешно эвакуировавшего планеры в аэроклубе. Заметив своих подопечных, летчик начал разворачиваться над хутором. Вдруг самолет начал резко снижаться, врезался в землю между двумя домами и вспыхнул. На хуторе, к счастью, никто не пострадал, хотя расстояние между двумя домами — чуть более 20 метров. Рядом с местом крушения — два больших дерева, одно из них самолет зацепил крылом.
В аэроклубе «Бобруйчанин» ситуацию пока не комментируют — работает комиссия управления Вооруженных Сил по регулированию деятельности государственной авиации страны. Работники клуба лишь отметили, что погибший был летчиком 3–го класса, совершившим полторы тысячи посадок на самолетах такого типа.
Могилевской транспортной прокуратурой проводится проверка.
Фото Дмитрия Растаева.
Автор публикации