С романтикой по жизни или "Одержимость идиота"
|
|
Часть 1.
О чем молчит Википедия.
Риторический вопрос: «Почему осень стимулирует нас на подведение итогов?»
Может быть, потому, что опадают листья? Нет, натянутая взаимосвязь. Или это поголовная тяга человечества к пересчету цыплят, которых «по-осени»?
А я все время вспоминаю историю О.Генри про больную девчонку, которая каждое утро выглядывала в окно и смотрела, как лысеет старый клен в ее дворике.
И тогда она загадала желание: «Если на дереве останется хоть один листик, то все в у меня в жизни будет замечательно…»
Наконец-то, пришел момент, когда на ветке остался всего один стыдливо раскрасневшийся лист.
Дни шли за днями, а лист не падал и лишь беспомощно трепыхался, сопротивляясь тяготению Ньютона.
Конец этой истории прост и светел - влюбленный в нее парень, догадываясь об этом загаданном желании, накрепко привязал ниткой этот лист к ветке.
У каждого в жизни есть свои подобные листья – «намертво» привязанные или улетевшие, или бесследно размокшие в холодных лужах.
Может быть, об этом, а, может, и нет, мне размышлялось на траве под солнцем пресловутого «бабьего лета», но, как-то вдруг, подспудно, возникло желание рассказать про давние события, которые, вне всякого сомнения, повлияли на «ход истории отдельно взятого индивида».
Хотя…, я не исключаю возможность того, что во время чьей-то свадебной фотосессии в Царицинском парке, лихо раскрученный зонтик в руках невесты, просто-напросто напомнил мне про колесо.
Обыкновенное велосипедное колесо.
И причем здесь колесо? Спросите вы.
Очень даже причем. При нем. При мне. И при нашей с вами осени.
Я не очень долго рылся в интернете. То, что будет представлено ниже, при некоторой заинтересованности, может раскопать любой желающий.
Меня же на представление вам этого рассказа, в какой-то степени подтолкнул нижеприведенный абзац из Википедии:
Веломобили-стримлайнеры
«Более новая модель Б.Заколдаева, получившая название «ЗАК», стала единственным российским стримлайнером, участвовавшим в соревнованиях за океаном. Александр Нилов — чемпион СССР по велоспорту среди юниоров — установил рекорд на велотреке в Крылатском в одиночной гонке, проехав 60 км за 1 час.
Стримлайнер «ЗАК» был награждён медалью ВДНХ в 1988 году, получил призы выставок в Швейцарии, США и Голландии. Было изготовлено несколько различных экземпляров.»
Помните фильм «Доживем до понедельника.»?
Я - почти наизусть. И тотчас всплыл эпизод про Отто Шмидта, на уроке у Тихонова.
Как он возмутился на слова школьника Старыгина:
- Да там же про него всего четыре строчки в энциклопедии!
- Да, действительно, четыре строки – ответил учитель – Но какая за ними жизнь! Яркая, удивительная и полная оптимистической трагедии…
Так и моя первая реакция на информацию из Википедии:
- А почему же вы не пишете как Сашка Нилов, накручивая педали на пустом треке в Крылатском, чуть не задохнулся под куполом нашего обтекаемого болида! Как он потерял сознание, и мы всем миром приводили его в чувство!
Да, рекорд был. А что было за несколько лет до этого?
1989 год.
Хаос. Ускоряемся и перестраиваемся под Горбачевские призывы. Комсомол в авангарде.
Вареные джинсы.
Белые розы.
Зеленоглазые такси. Запрет на алкоголь. Кооперативное движение…
В дверь нашего «Центра научно-технического творчества молодежи» (НТТМ) на Сретенке осторожно постучали.
Передо мной, в директорском кабинете, предстал невысокий голубоглазый юноша с курчавой шевелюрой.
- Здрасти! Вы молодые дарования поддерживаете?
- А в чем собственно дело? – без особого энтузиазма ответил я, разгребая на столе сотни получаемых в наш адрес авторских свидетельств на всякие изобретения.
- Я тут с ребятами из МАИ договорился на вертолетном заводе имени Миля построить самый быстрый велосипед в мире.
Велосипедистом я был время от времени, и бурного прилива энтузиазма заявление посетителя у меня не вызвало.
В лучшем случае, я разок в месяц докатывался до нашей заброшенной церквушки на даче.
А Борис Заколдаев, и это был именно он, совсем не обращая внимания на мою апатию к данному предложению, выученно, словно театральную роль, рассказывал про светлое будущее веломобилей.
В то время таких вот «прожектеров» я принимал практически каждый день, уже основательно свыкшись с мыслью, что все они, эти просители, из разряда «дайте денег, а там…, как получится, так и получится…»
Но, чем дольше Борис рассказывал про свой проект, тем внимательнее я начинал вслушиваться в его слова.
Знакомые слова, умело выстроенные одержимым изобретателем в логический ряд, постепенно начинали звучать в унисон моему пылкому воображению.
«Мировое сообщество веломобилистов», «скоростные треки», «высокие технологии», «международные форумы», Италия, Голландия, Швейцария.. – завлекательная словесная патока для человека, вкусившего лишь "польскую заграницу".
Однако рубежным штрихом для принятия решения стал Борькин рассказ про Америку, штат Невада, где в пригороде маленького городка Battle Mountаin (Гора Сражения), проводят мировые скоростные заезды.Вот тут меня и зацепило…
Зацепило, почти как в "бородатом" анекдоте про велосипедистов.
Встречаются два велосипедиста. Первый говорит:
- Слушай, откуда у тебя такой классный велик?
- Да не поверишь. Сижу вчера на берегу, мечтаю о новом велопоходе, тут подъезжает ко мне такая обалденно красивая девушка на велосипеде, снимает с себя все и шепчет:
- Бери все, что хочешь!
Ну, я и взял велик, к чему мне ее одежда?
Так же произошло и со мной. Я, волею судеб, по странным обстоятельствам, вдруг проникся нетрадиционным предложением случайного человека, заглянувшего наудачу в наш Центр.
Надо сказать, что по тем временам все новоявленные коммерческие цетры успешно осуществляли свою деятельность. Печально только то, что в основе этой "деятельности" была заложена торговля страной оптом и в розницу. Компьютерный бум, нефтяной передел, долларовая игра на девальвации нищего рубля - сплошь и рядом. Оставалась какая-то нелепая надежда, что можно выжить на этом рынке за счет отчаянных, порой даже безрассудных проектов.
А вдруг все получится?
Вдруг у нас, с его великом, будущее будет, как у Шумахера? Скорость, шампанское и потрясающие блондинки…
Убеждать никого не пришлось. Наш коллектив принял новый проект безоговорочно. И я, воспользовавшись служебным положением коммерческого директора, с упорством козерога, начал пробивать эту программу через сокольнический райком комсомола.
Многое сейчас из информационных материалов утрачено, умудрился наткнуться только вот на это интервью с Еленой Вайцеховской из газеты «Советский Спорт».
В этой статье и словах Бориса, есть определенное лукавство, но об этом не сейчас, дальше.
А вот то, что стоимость проекта составляла сотни тысяч рублей, так это правда. Для аналогии, средние зарплаты тогда были на уровне 300-500 рублей.
Я же, мелкой рысью, носился по кабинетам московских чиновников в поиске немыслимых рекламных ходов для совместного финансирования этого проекта.
Откликнулся "АЭРОФЛОТ", подтвердив свое участие в части транспортировки нашего будущего "самого сверхбыстрого веломобиля" в любой конец света.
Все получалось. Все верили. Верили в «советских людей» и то, что СССР самая великая держава. Даже в части велосипедов.
Мы же смотрели финансовые отчеты по ходу монтажа наших великов, пили коньяк и мечтали о далекой и, как нам казалось, теперь уже почти сбыточной, загадочной Америке...
Все происходило настолько складно и выверенно, что я даже в самых смелых своих ожиданиях не мог представить, что произойдет впереди и какие испытания нам предстоит пережить, попав в "цепкие лапы капитализма"....
В голове намертво поселился образ прекрасного велосипеда будущего, рассекающего бескрайние просторы Невады...