Первым этапом на столь вожделенном пути к Великой Америке для нас был международный форум HPV (Human Power Vehicle), проводимый малоизвестной мне Ассоциацией в достопочтенном Цюрихе.
Раз Цюрих, размышлял я, значит и все сопутствующие составляющие такой поездки должны соответствовать банковскому швейцарскому статусу.
В огромный чемодан я упаковал несколько костюмов, с десяток сорочек и парочку галстуков.
А учитывая то, что за окном международным паводком растекалось время «вселенской любви к русской перестройке», в багаж были упакованы матрешки, балалайка и примерно сорок юбилейных монет с профилем Ильича, достоинством в рубль.
Узнав о таком моем монументальном подходе к поездке, Борька, вполне резонно поинтересовался:
- Сань, а к чему тебе такой гардероб?
- Понимаешь, я тут вот что придумал. Нас эта Ассоциация приглашает всего на три выставочных дня, а я взял билеты «туда-обратно» с вылетом через неделю. Пусть потерпят гостей из перестроечной России. Да и для нас с тобой этот первый выезд в капстрану знаковый. Что мы там за три дня-то успеем?
Борис, который тоже никогда не покидал железобетонно охраняемые рубежи нашего государства, недолго думая, согласился:
- Здорово! А может мы еще и новых спонсоров в Цюрихе найдем! Ведь выставка будет прямо у центральной площади на Банхофштрассе.
Должен оговориться, что у нас возникли непредвиденные проблемы с чемоданом для нашего болида. Так как рожденный в муках велик был нетрадиционной ориентации, для него пришлось заказывать дорогостоящий специальный контейнер.
И все бы ничего, но при оформлении груза в Шереметьево выяснилось, что эта невиданная велосипедная коробка не проходит ни в один самолетный проем.
Хвала замечательному АЭРОФЛОТу!
Осознавая всю свою спонсорскую сущность и мощь, он нашел выход. За несколько дней до нашего отлета контейнер с великом отправили грузовым ИЛ-76. Правда, не в Цюрих, а в Амстердам. Что, впрочем, почти одно и тоже. Ну, для грузовых перевозок. А там уж, как-нибудь.
Сохранился всего один кадр этого «чемодана»..
Удобная вещь, скажу я вам..
Перелет бизнес классом, наша теплая встреча с представителем Ассоциации – худющим мальчонкой по имени Мартин, и дальнейший переезд на электричке к его родителям, куда-то в провинциальный пригород Цюриха – все это сейчас уже немного размазано в памяти.
Помнится, однако, что я сразу немного насторожился таким необычным приемом. Перед отлетом предполагал, что на таком «форуме» должны наличествовать выдраенные до брезгливости зеркальные офисы, служебные машины с водителем и мраморные отели на берегу Цюрихского озера.
Тем не менее, в пятницу чудо высоких технологий из медвежьей Раши гордо красовалось на Банхоффштрассе
Правда, этому событию предшествовали два нелепых обстоятельства.
Первое состояло в том, что на одном из наречий гельвецианских кантонов наш логотип, взятый из букв Борькиной фамилии «ЗАК» и горделиво красовавшийся на футуристическом корпусе велосипеда, неожиданно совпал с одним неприличным словом, обозначающим мужское достоинство.
Кто же мог такое предположить?
И второе - при погрузке нашего велочемодана в Шереметьево слегка веселый рабочий пробил вилами автопогрузчика наш контейнер и разбил уникальное ветровое стекло болида. Пришлось перед выставкой делать довольно непростой ремонт.
Но получилось все довольно изящно. Дилетант и не подумал бы, что это наспех залатанный дефект. Зато в новоявленную дырочку можно было разглядеть все забавные внутренности велика, что и проделывали уличные любопытствующие.
Два выставочных дня промелькнули в унылом променаде вокруг скромной экспозиции, а на третий - горстка любителей веломобилей показала нам город.
Сегодня, по прошествии двадцати лет, довольно грустно разглядывать такие кадры…
И в самом деле, комок в горле от этих фотографий, которые в то время приводили в трепет знакомых...
Ухххх... Швейцария...
Теперь подходим к главному.
Итак, в дождливое воскресенье милый Мартин в доме своих родителей очень торжественно, с блеском в глазах, объявил:
- Ребята! Спасибо Вам огромное! Вы удивили сообщество велолюбителей своим новым изобретением велосипеда! Низкий вам поклон от всего прогрессивного человечества и сплоченного швейцарского народа!
Давайте прощаться!
Я немного опешил от этой проникновенной речи и попытался напомнить Мартину, что сегодня у нас воскресенье, а обратный билет в Москву на четверг. И при всей нашей беспредельной любви к братскому швейцарскому народу мы немного в недоумении.
Мартин задумался и принялся куда-то названивать, пока мы с Борькой втихаря, по-быстрому, запихивали в себя виноград из вазочки. Впрок запихивали.
Через некоторое время ликующий Мартин объявил:
- Ассоциация решила так. Выдать вам каждому по 50 франков и дать адрес, где вы сможете за небольшие деньги перекантоваться до четверга.
Больше Мартин ничего не добавил, и уже через несколько минут мы стояли на железнодорожной платформе, разглядывая утопающие в цветочках холеные домики пригорода.
Я сел на свой чемодан, набитый костюмами и матрешками, Борька нервно курил в сторонке.
Чтобы было понятно, надо напомнить курс франка. Да, вообщем-то дело и не в курсе. Тут и без курса все стало ясно.
У нас на двоих 68 долларов, примерно сорок юбилейных монет с Лениным и предстоящая четырехдневная жизнь в городе, пропахшем золотом и купюрами.
Я прикрыл глаза и вспомнил про Америку…